Таганрогский государственный педагогический институт
                   
   
   
Конкурсные чеховские работы студентов факультета русского языка и литературы ТГПИ

 

В институте идет активная подготовка к городскому конкурсу «Наш Чехов». В нем принимают участие 14 студентов. Работа ведется по разным направлениям: готовятся рецензии на спектакли, поставленные по произведениям А.П.Чехова как на сцене Таганрогского драматического театра, так и на других сценических площадках; пишутся рецензии на телевизионные версии чеховских произведений, предлагаются театральные афиши к спектаклям Таганрогского драматического театра имени А.П.Чехова.

Студенты проявляют живой интерес к творчеству писателя, что находит отражение в их исследовательских опытах. Нельзя не заметить огромного желания самостоятельно анализировать художественное произведение, по-своему интерпретировать то или иное его воплощение.

Преподаватели факультета всегда готовы прийти на помощь своим питомцам, задать верный курс кораблю, капитаном которого, однако, остаётся автор.

Приведем мнения студентов – будущих участников конкурса и преподавателей факультета русского языка и литературы.

 

Мария Нестеренко,
студентка 4 курса:

«По произведениям А.П.Чехова снято много фильмов. Но, как правило, они носят иллюстративный характер, то есть выполняют функцию «картинки» к произведению. Но совсем другое – фильм К.Г.Муратовой «Чеховские мотивы». Это авторская интерпретация текста произведений, сохраняющая все чеховские акценты, о чем часто забывают другие режиссеры. Муратова «читает» Чехова на киноязыке спустя 113 лет.

Этот фильм – одна из интереснейших экранизаций произведений писателя, поэтому мне захотелось попытаться проанализировать работу известного кинорежиссера».

 

Т.М.Любомищенко,
к.ф.н., доцент кафедры литературы:

«С Машей Нестеренко мы работаем в течение двух лет. С самого начала было ясно, что эта студентка обладает способностями к исследовательской работе. Широкий круг интересов, эрудиция, начитанность сочетаются в ней с работоспособностью и умением творчески, критически усваивать прочитанное.

Круг научных интересов М.Нестеренко достаточно широк. Ее интересуют проблемы модернизма и постмодернизма в литературе и искусстве, поэтика абсурда, творческой индивидуальности поэтов второй половины ХХ века. Серьезную работу М.Нестеренко ведет в рамках Центра по изучению творчества А.П.Чехова.

В своих работах М.Нестеренко использует различные методологические подходы, она удачно использует принципы парадигмального анализа, разрабатывает методику сопоставительного анализа произведений, относящихся к разным видам искусства. Ее работа о фильме Киры Муратовой «Чеховские мотивы» не просто раскрывает особенности кинотрактовки малоизвестной чеховской пьесы «Татьяна Репина», но и касается методологической проблемы сопоставления киноязыка и языка художественного произведения.

Маше, на мой взгляд, свойственно необходимое для серьезного исследователя и, к сожалению, редкое для студента качество: выраженное ею собственное критическое мнение, как правило, основано на глубоком изучении предмета, погружении в мир исследовательской литературы, глубинных теоретических проблем литературоведения».

 

Михаил Рыбкин, Александр Голубцов,
студенты 4 курса:

«Презентация, над которой мы работаем, посвящена спектаклю Таганрогского драматического театра «Прости меня, мой ангел белоснежный…», который был поставлен режиссером Анатолием Ивановым по первой юношеской пьесе А.П.Чехова «Без названия» («Безотцовщина»).

Для презентации мы выбрали фотографии, запечатлевшие наиболее интересные моменты спектакля, передающие напряженную, трагическую атмосферу, царящую на сцене. Особое внимание уделено образу главного героя пьесы, сельского учителя Михаила Васильевича Платонова, бунтующего против серой обывательской жизни. В связи с этим мы старались подобрать слайды, которые наиболее выразительно и ярко характеризуют героя. Музыкальное сопровождение презентации также должно передать настроение, которым пронизан спектакль, вызвать у зрителя чувство соприкосновения с высоким искусством.

Работа над презентацией расширила наши знания о творчестве А.П.Чехова, раскрыла неизвестные грани его таланта. Кроме того, мы смогли прочувствовать глубинную связь между разными видами искусства – драматургией и музыкой».

 

О.А.Кочергина,
к.п.н., доцент, декан факультета
русского языка и литературы:

«Михаил Рыбкин и Александр Голубцов работали над данной темой с 2009 года. Студенты проявили большой интерес к проблеме, глубоко изучили и проанализировали художественный материал, выходящий за рамки вузовской программы. Они неоднократно выступали с докладами, отражающими различные аспекты проблемы, на внутривузовских и международных студенческих конференциях. Представленная авторами презентация получила одобрение и вызвала живой интерес молодежной аудитории. Особо ценным является то, что в творческой работе были использованы оригинальный текст Михаила и авторские фотографии Александра. Хочется пожелать ребятам удачи в конкурсе и результативности в исследовательской деятельности».

 

Александр Голубцов,
студент 4 курса:

«В работе чеховского Центра я участвую с начала его основания. Мне очень нравится творчество нашего великого земляка Антона Павловича Чехова. Всегда удивлялся тонкости его понимания мира, лаконичности его произведений и их глубокому смыслу.

Участники спецсеминара Е.В.Секачевой смотрят театральные постановки, а затем обсуждают с актёрами спектакль. Большое впечатление произвела на меня сценическая версия А.Иванова «Прости меня, мой ангел белоснежный…» по первой пьесе Чехова. О Платонове, главном персонаже этой пьесы, я и собираюсь написать».

 

Е.В.Секачева,
к.ф.н, доцент кафедры литературы:

«Областью научных интересов Александра Голубцова являются современные сценические версии произведений А.П.Чехова. Александр принимает участие практически во всех театральных проектах ЦИТЧ («Театральные встречи», «Диалоги», «Без грима», «Презентация»). В 2010 г. он успешно выступил на II Международной молодежной конференции в секции «А.П.Чехов в театре и кино». Выполняет обязанности фотокорреспондента в «Вестнике Центра изучения творчества А.П.Чехова». Входит в состав студенческой рабочей группы по подготовке к изданию антологии «Чеховские чтения в Таганроге: 50 лет». Надеюсь, что его конкурсная работа «Ангелы и бесы Михаила Платонова» получит положительную оценку жюри».

 

Александра Самохвалова,
студентка 5 курса:

«Интерес к творчеству А.П. Чехова сформировался у меня еще во время обучения в школе. Но тогда он был просто моим любимым писателем и земляком.

В институте появилась замечательная возможность заняться изучением творчества писателя. Чехов многогранен. Но для меня особый интерес представляет Чехов-драматург. Постановки его произведений идут во многих театрах мира. При этом интерпретации режиссеров очень различаются. И всегда бывает интересно посмотреть, как понимает и видит известный режиссер твое любимое произведение, и, разумеется, сравнить собственное мнение с его видением.

Поэтому, когда мне предложили написать отзыв на спектакль М.Захарова, я с радостью согласилась. «Чайка» на сцене Ленкома идет с 2005 года (показ был возобновлён), но статей и отзывов об этом спектакле крайне мало. Мне захотелось высказать свое мнение. Когда я посмотрела спектакль (запись 2005 года), это желание укрепилось. Великолепные декорации, потрясающее музыкальное сопровождение и плеяда выдающихся актеров (А. Захарова, Д. Певцов, И. Чурикова, О. Янковский, Л. Броневой, И. Агапов, И. Пиварс) в любимой пьесе вызвали восхищение. Жаль только, что посмотреть удалось лишь запись спектакля. Но если появится возможность, обязательно и с большим удовольствием посмотрю его на сцене Ленкома».

 

Анастасия Туранова,
студентка 3 курса:

«Творчеством Чехова я увлекаюсь с 15 лет. Мои любимые произведения – «Попрыгунья», «Медведь», «Человек в футляре».

Раньше я не посвящала стихов Чехову или его творчеству, но конкурс меня заинтересовал, и я решила, что упустила довольно значимую для своего творчества тему, и надеюсь восполнить упущенное».

 

В.И.Мищенко,
заместитель декана по воспитательной работе:

«Юные поэты нашего факультета не могли остаться равнодушными к творчеству А.П.Чехова.

Ирина Чуприна первой откликнулась на участие в конкурсе. Она написала очень оригинальное стихотворение, в котором герои произведений Чехова буквально «ожили» и позволили читателям проследить жизненный путь писателя. Сразу видно, что работа доставила автору удовольствие.

Анастасия Туранова в своих стихах предстает искательницей смысла жизни, автором философских рассуждений, зачастую сочетающихся с самоиронией, чувством юмора. Студентка участвует во всех творческих мероприятиях факультета. Всегда четко видит творческую задачу, которая ставится перед работой над стихотворением, конструктивно относится к критике своего творчества. На участие в конкурсе «Мой Чехов» откликнулась охотно, выбрала, на мой взгляд, интересную сюжетную линию.

Сергей Волошин – самый экспрессивный поэт литфака. Его хорошо знают не только в институте, где он активно выступает на всех мероприятиях, но и в городе: он является членом литературного общества «Чайка». Каждое выступление Сергея – это мини-спектакль, в котором автор уделяет внимание не только содержанию, но и форме очередного произведения. Его стихи нужно «смотреть». В творчестве Волошина преобладает любовная лирика. Вот и Чехова он поместил в контекст переживаний своего лирического героя. Стихотворение получилось страстное, полное чувств и эмоций.

На факультет пришли новые поэты, которые только начинают свой творческий путь: Сергей Губанов – студент 1 курса, Юлия Михайлова – студентка 2 курса. Думаю, они еще проявят себя. Им предложено участвовать в конкурсе, сейчас ребята работают над своими конкурсными произведениями.

Считаю, что самое главное, что нужно автору, – это свобода творчества. Вот и я стараюсь, не ограничивая «полета мысли», донести до наших молодых поэтов мысль, что форма не менее важна, чем содержание, и надо очень тщательно работать над каждым словом. Что получится у ребят на этот раз – мы узнаем позже, а пока «процесс идёт полным ходом», авторы увлечённо готовятся представить своё видение Чехова и его произведений на суд зрителей».

 

Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка
Л.В.Лифенко.

   

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТГПИ имени А.П. Чехова

 

 
   
  Дизайн-студия cCube.ru Разработка сайта Разработка
cCube.ru