|
Заседание секции кафедры литературы «Творчество А.П.Чехова» Г.И. Тамарли 21 января на факультете русского языка и литературы состоялось заседание секции кафедры литературы «Творчество А.П.Чехова», в ходе которого было прочитано пять докладов. Доклад д.ф.н., проф. Г.И.Тамарли «Чехов и Джойс о театре и драме» был посвящен выявлению типологических схождений во взглядах начинающих писателей на состояние современного им театра и драматургии. Рассмотрением чеховских фельетонов, театральных рецензий, заметок о бенефисах, рецензий на постановки пьес в театрах Лентовского, опубликованных в журналах «Зритель», «Москва», изучением «Осколков московской жизни», издаваемых в журнале «Осколки» в 1883 – 1885 г.г., писем Чехова обнаружено, что начинающий писатель не только фиксирует внимание на застое в театре, на коммерциализации театрального искусства, на низкопробной драматургии, но и предлагает выход из сложившейся ситуации. Е.В. Секачева Молодой Джойс также отмечает неблагополучное положение в театральном искусстве в Ирландии конца ХIХ - начала XX в., связанное с театральной политикой Ирландского литературного театра, ставшего «полноправной собственностью толпы, наиболее отсталой в Европе». Джойс считает, что реанимировать театр возможно обращением к драматургии Ибсена, Гауптмана, Толстого. Т.М. Любомищенко В качестве вывода утверждается, что заявленная тема может вывести на проблему психологии творческой личности, на определение генезиса эстетических взглядов художников и их будущего новаторства. В докладе к.ф.н., доц. Е.В.Секачевой «Пьеса без названия А.П.Чехова: векторы развития» выявляются основные направления реализации заявленных в первом произведении мотивов, сюжетов, образов. Рассматриваются чеховская модель «антидома», художественная структура образа «инородца», семантика и эстетическая функция числа «6». Сделанные исследователем выводы позволяют уточнить представления о специфике мировидения молодого автора и проследить пути формирования знаменитых чеховских художественных «кодов». В.В. Кондратьева Концепция доклада к.ф.н., доц. Т.М.Любомищенко «Чеховский мотив “смерти чиновника” в прозе 1920-х гг.» основана на сопоставлении сюжетики чеховских рассказов и произведений авторов последующих поколений, декларативно отказывающихся от чеховского наследия и «чеховщины» (Ю.Н.Тынянов, «Подпоручик Киже»; М.Зощенко, «Страшная ночь»). Установлено, что чеховский мотив «смерти чиновника» воспроизведен не только в содержательном, но и в структурном аспектах. Таким образом, вопреки сознательным установкам писателей, в литературу середины 1920-х гг. приходит чеховская проблема мнимости жизни, используются специфические приемы сюжетостроения, свойственные рассказам Чехова середины 1880-х гг. Т.В. Скрипка В докладе к.ф.н., старшего преподавателя В.В.Кондратьевой «Рождество в рассказе А.П.Чехова “Бабье царство”»: структура и семантика» показывается, что в произведении сохраняется структура празднования Рождества – обход домов в Сочельник, акт дарения, имеются мотивы чуда и рождения младенца. Однако празднование Рождества приобретает формальный характер, мотив чуда отрицается. Поместив историю внутреннего выбора своей героини в контекст Рождества, автор рассказа придает этому небольшому эпизоду вневременной характер. В докладе к.ф.н., старшего преподавателя Т.В.Cкрипки «Чеховская традиция в драматургии Л.Н.Андреева» выявляются структурные и смысловые уровни художественных «перекличек» Чехова и Андреева. Результаты сопоставительного анализа позволяют исследователю сделать вывод о том, что драматургическая поэтика Чехова, глубинная философия его творчества, связанная с онтологическими проблемами человеческого существования, оказывается близка Л.Н.Андрееву. Секретарь секции, кандидат филологических наук,
старший преподаватель кафедры литературы В.В.Кондратьева.
|
контактыТелефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТГПИ имени А.П. Чехова
|
  |   |
  |
|
Разработка cCube.ru |
  |