Таганрогский государственный педагогический институт
                   
   
   
О.А.Яковлева
Театральные встречи

Началом VII Международного театрального фестиваля «На родине Чехова» стала пресс-конференция в репетиционном зале Таганрогского драматического театра им. А.П.Чехова, которую открыл художественный руководитель театра С.Д.Герт. На конференции присутствовали мэр г. Таганрога Н.Д.Федянин, заместитель министра культуры Ростовской области В.М.Гелас, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж» народный артист РФ М.З.Левитин, директор Московского театра «Эрмитаж» В.Ф.Жорж, художественный руководитель театра «Чеховская студия» (Мелихово) В.Г.Байчер, режиссер Баденского Государственного театра Бэно Аксенов.

А. Баскаков, В.Г. Байчер, Ю. Голышев
А. Баскаков, В.Г. Байчер, Ю. Голышев

Центр изучения творчества А.П.Чехова ТГПИ провел ряд творческих встреч с участниками фестиваля.

Спецсеминар Е.В. Секачевой на спектакле «Психопаты»
Спецсеминар Е.В. Секачевой на спектакле «Психопаты»

После спектакля «Психопаты» Мелиховского театра «Чеховская студия» состоялась встреча преподавателей кафедры литературы ГОУВПО «ТГПИ» и участников чеховского спецсеминара Е.ВСекачевой с руководителем театра Владимиром Байчером, режиссером Артемом Баскаковым и артистами.

«Чеховская студия» – это молодой театр, в котором творят молодые режиссеры и молодые актеры. В репертуаре театра четыре спектакля, и все чеховские: «Медведь», «Дачный театр Антоши Чехонте», «Психопаты», «Дуэль». В планах – Пушкин и Вампилов, а также расширение чеховского репертуара. Кроме того, Мелиховский театр проводит театральный фестиваль «Мелиховская весна», активно работает с молодыми отечественными драматургами.

Мелиховский театр «Чеховская студия»
Мелиховский театр «Чеховская студия»

Пришедших на встречу заинтересовала неожиданная трактовка образов чеховских персонажей. «Психопаты» – это не только название спектакля, но и ключевое слово для режиссерского понимания психологии чеховских героев. По признанию режиссера А.Баскакова, «хотелось найти в Чехове гоголевский, сумасшедший смысл». Участники спецсеминара «Проблемы своеобразия художественного мира Чехова» поинтересовались, сложно ли играть «чеховские роли». По признанию актеров, чеховских героев играть интересно, но сложно, в любую роль «приходится вгрызаться». Вызвали оживленное обсуждение вопросы: «Нужно ли любить Чехова, чтобы талантливо сыграть его персонажа? С кем из чеховских героев вы себя ассоциируете? Какую чеховскую роль вы хотели бы сыграть?» Оказалось, что понимать и любить Чехова начинаешь тогда, когда много раз его читаешь и перечитываешь.

После спектакля Санкт-Петербургского Университета «Ух-ха! по-чеховски!» состоялась творческая встреча руководителя чеховского центра Е.В.Секачевой, куратора проекта «Культура» в ЦИТЧ О.А.Яковлевой и слушателей спецкурса «Художественный мир Чехова» с режиссером-постановщиком О.К.Румянцевой и актерской труппой. Ольга Константиновна рассказала о том, как родилась идея создать музыкальный спектакль-фарс по мотивам чеховских рассказов: «Отталкиваясь от известного факта, что Чехов любил ловить рыбу, мы представили, что на берегу Азовского моря за этим занятием к нему приходили сюжеты будущих рассказов <…>. По всему спектаклю «плавают» юмореска «Рыбье дело» и Записные книжки». По мнению режиссера-постановщика, этот спектакль может быть бесконечным: «По чеховским рассказам и водевилям можно варить любой соус».

Е.В.Секачева пригласила петербургских студентов принять участие в работе секции «Чехов в театре и кино» в рамках ежегодной Молодежной конференции «Чеховские чтения в Таганроге». Приглашение было с удовольствием принято.

Молодые актеры Санкт-Петербургского университета
Молодые актеры Санкт-Петербургского университета
О.К. Румянцева
О.К. Румянцева

Таганрогские студенты поинтересовались у начинающих актеров, любят ли и читают ли они Чехова? Ответ не вызвал сомнений: «Мы не играли бы, если бы не читали», «играть Чехова интересно и сложно», его «играешь по зову души, с трепетом».

Е.В.Секачева и О.А.Яковлева провели творческую встречу с режиссером Баденского Государственного театра (Германия) Бэно Аксеновым. Представителей Чеховского центра в первую очередь интересовало, насколько тесно связана деятельность самого Аксенова с творчеством Чехова и как представлена чеховская драматургия в Германии. Оказалось, что вся творческая судьба Бэно Максовича переплетена с чеховским творчеством: как актер он впервые вышел на сцену в чеховском спектакле, как режиссер дебютировал в чеховской постановке, первая его работа в Германии – чеховская.

Бэно Аксенов
Бэно Аксенов

Б.Аксенов рассказал о том, что в Германии глубоко чтят память писателя. В Баденвейлере, где умер Антон Павлович, создано Чеховское общество, которое очень много делает для популяризации творчества Чехова. Издана даже книга, в которой описан каждый день жизни писателя. Однако читают Чехова там очень мало (как, впрочем, и Шиллера, Гейне, Гете), но на спектакли ходят с удовольствием. Чтобы приблизить Чехова к немецкому зрителю, Бэно Аксенов «перевел» его произведения на немецкую почву: все истории происходят не в России, а в Германии и не с русскими, а с немцами. По просьбе чеховедов, Бэно Максович раскрыл режиссерский замысел своего фестивального спектакля «Записки сумасшедшего».

Поделился режиссер и впечатлениями о прошедшем фестивале. По мнению Аксенова, состоявшийся в Таганроге фестиваль был очень успешным: «Театры показали разную игру, можно сравнивать и выбирать». Б.Аксенов дал высокую оценку авторскому театру: «В традиционных постановках нет решения. Спектакли дублируют друг друга. Это традиция советского театра. В авторском театре люди пытаются выразить свое понимание Чехова. И это интересно. Чехов оказывается многоликим, потому что каждый его понимает по-своему». Однако характерное для некоторых постановок стремление «осовременить» Чехова, одевая его героев в советскую военную форму или вводя в спектакль тексты современной эстрадной и бардовской песни, режиссер не одобряет.

Встреча закончилась взаимными пожеланиями новых творческих успехов.

В последние фестивальные дни состоялась творческая встреча Е.В.Секачевой, О.А.Яковлевой и студентов ТГПИ с поэтом, актером и режиссером австралийского Театра Живой Поэзии «Эмпирей» (Мельбурн, Австралия) Вячеславом Миллером. Он привез на Чеховский театральный фестиваль поэтический моноспектакль «Моя Ариадна».

В. Миллер
В. Миллер

В начале встречи В.Миллер прояснил авторскую концепцию спектакля, который представляет собой уникальное соединение чеховского произведения и стихотворений самого поэта, вписанных в текст рассказа. Любопытно, что все стихи были написаны независимо от рассказа, и лишь финальное стихотворение было навеяно желанием поспорить с Чеховым и опровергнуть его мнение о женщинах. Автор спектакля отметил, что, не любя Чехова, нельзя ставить его произведения.

В.Миллер рассказал, что в Австралии Чехова знают и любят, считая его величайшим драматургом XIX века. А вот понимают ли Чехова – это другой вопрос. По мнению В.Миллера, трудно понимать гениев. В Австралии несколько иное понимание Чехова, чем на его родине. «Но, – считает Миллер, – лучше ставить Чехова и делать это не так, как в России, чем не ставить Чехова вообще». Режиссер также заметил, что ему трудно воспринимать Чехова в английском переводе, поскольку теряются те тонкости родного языка, которые очень важны в оригинале.

Жизнь и творческая деятельность Вячеслава Миллера связаны с Австралией, однако, по его личному признанию, «без русской истории, без русской культуры меня не было бы как поэта, как режиссера, как актера». В.Миллер выразил горячую благодарность таганрожцам за сохранение культурного наследия и традиций русской литературы.

23 сентября 2010 года
Е.В. СекачеваМ. НестеренкоМ. Рыбкин

 

Молодые чеховеды ТПГИ перед началом спектакляД. ШевченкоЕ. Лашина

 

О.А. Яковлева со студентами I курсаА. МерзляковаСтуденты и преподаватели ТГПИ в зрительном зале

 

   

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТГПИ имени А.П. Чехова

 

 
   
  Дизайн-студия cCube.ru Разработка сайта Разработка
cCube.ru