Таганрогский государственный педагогический институт
                   
   
   
Т.В.Лыкова
Оставить потомкам светлую память
Факультет русского языка и литературы ТГПИ (старое здание)
Факультет русского языка и литературы ТГПИ (старое здание)

Педагогическому институту в Таганроге 55 лет, и у него своя история, мемориальным центром которой является великое и родное для таганрожцев имя А.П. Чехова.

Многие из нас, ровесников института, сохранили в памяти время, когда все его здания не уступали по красоте архитектуры театру и музеям города. Старожилы помнят великолепный особняк в тихом уголке старого Таганрога рядом с Чеховским сквером. Там размещался факультет русского языка и литературы. Огромные, светлые, с многочисленными книжными шкафами кабинеты русской литературы и русского языка факультета были любимым местом студентов. Их двери гостеприимно открывались для учителей города, для школьников, для всех, кто нуждался в редкой книге, в совете, в поддержке своих творческих начинаний. Приезжали студенты ростовских вузов, и не только за редкой книгой о Чехове, но и чтобы просто пройти по старинному паркету, возможно знавшему тихую поступь нашего великого земляка, приезжали подышать воздухом земли, которая дала миру гения. Здание с колоннами и табличкой «Факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института» привлекало внимание всех гостей города. Его старинный фасад, уютный сквер рядом, полуразрушенный торговый ряд – символ ушедшего дореволюционного прошлого – с монументальными стенами, которые не смогли или не успели уничтожить, как будто погружали в мир Чехова. Каменный полукруг торгового ряда придавал месту особый колорит, причудливо отмечал границы факультетской вотчины. Он обнимал своими серыми руинами прилегающую к институту площадь, не раздражая, а даже словно защищая учебное здание. Высокий мемориальный фасад с рядом загадочных арок долгое время скрывал горы кирпича и мусора, пока не засиял свежевыкрашенными стенами и огромными стеклянными витринами, что-то потерявший в новом зодческом исполнении и что-то обретший в нем, но главное – выстоявший. Увы! Защитить от гибели наше факультетское здание, знавшее юного А.П. Чехова, хранившее голоса тех, кто любил его, он не смог. Более десятка лет в светлой, высокой, как купол неба, аудитории этого здания читал свой спецкурс по Чехову Л.П. Громов. В его аудиториях звучали лекции о творчестве Чехова тогда еще молодых чеховедов – В.Д. Седегова, Л.П. Вагановой, Л.Г. Барласа, В.П. Коноваловой. Здесь они читали свои первые доклады, посвященные творчеству нашего великого земляка. Сюда ежегодно съезжались чеховеды всей страны и даже мира, и весь факультет (а с ним и институт) начинал жить какой-то другой, радостной и по-новому осмысленной жизнью.

Авторские работы К. Лыкова
Авторские работы К. Лыкова
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

Пришло время, когда всем стало ясно, что если мы не в силах были сохранить стены нашего любимого факультета, то обязаны оставить потомкам хотя бы живую память о нем, воплотить в предметный ряд и, где можно, в процессуальный мир наше славное прошлое и настоящее, которое тоже вот-вот станет прошлым.

Нам помогло ощущение того, сколь полнокровным и плодотворным было зарождение чеховской школы в Таганрогском пединституте, как много внимания уделялось её становлению, какие славные имена стояли у её истоков. Была задача передать потомкам просветленные, завораживающие высокой мыслью и нравственной чистотой лица, сделать доступным для всех каждое слово тех людей, которые в течение долгого времени привали и прививают любовь к Чехову. Значит, Чеховская комната не может ограничиться только подбором литературы. Ей нужен видеоряд: портреты, рисунки, фотографии. Только они смогут придать чеховской истории на факультете живость и теплоту человеческого участия. Тем более что ученые тех не очень далеких времен воспринимались и воспринимаются нами как чеховские апостолы, на них мы равнялись, у них учились и учимся. Их слово о Чехове приходили слушать все, от студентов до лаборантов и секретарей, оно рождало мечту общаться с аудиторией так, как умели это делать они. Их выступления делали нас лучше, чище, целеустремленней. Мы старались подражать нашим кумирам, а поскольку в педагогическом институте, как известно, больше особ женского пола, то, конечно, объектом нашего поклонения была Л.П. Ваганова с ее таким же, как она сама, изящным, изысканным словом. В нашем молодом воображении Лилия Павловна воплощала черты лучших чеховских героинь. С синими глазами, с пышной, кудрявой от природы копной светлых волос, в строгом элегантном платье, фасон которого тут же перерисовывался и тиражировался нами, с остроумными шутками, вполне выдерживающими конкуренцию с изданиями крылатых слов и выражений, она воплощала для нас идеал той мудрой, ироничной женственности, которая так близка Чехову.

Наша факультетская история замечательна династической преемственностью чеховской школы. Уже подросли дети, даже внуки наших корифеев. Кажется, совсем недавно рядом с Л.П. Вагановой можно было увидеть мальчика с ангельским лицом и недетской энциклопедичностью: ребенок дошкольного возраста наизусть знал «Слово о полку Игореве», цитировал Д.С. Лихачева, на равных с взрослыми беседовал о литературе. Алексей Ваганов уже тогда был институтской легендой. И нам очень повезло, что выпускника филологического факультета Ростовского государственного университета А.В. Ваганова, получившего красный диплом, окончившего аспирантуру с защитой диссертации и оставленного для преподавания в университете, потянуло на родину. Тонкий, интеллигентный, одаренный мыслью и словом, любимый студентами, уважаемый коллегами, замечательный своей внутренней сосредоточенностью, удивительно скромный и до такой степени порядочный, что кажется человеком из прошлых времен, он успешно и достойно продолжает работу над языком А.П. Чехова.

Л.П. ВагановаА.В. Ваганов

Не отстала от языковедческой кафедры в деле воспитания потомства, готового сказать своё слово о Чехове, и кафедра литературы, дав миру науки своё замечательное имя. Красивая, талантливая, полная сил и энергии Е.В. Секачева (в девичестве Седегова) так читает лекции по русской литературе, что проходящий мимо аудитории человек, случайно услышав ее голос, забывает, куда и зачем шел. Невозможно поверить, глядя на молодую, статную Елену Витальевну, что она уже успела вырастить такую большую и тоже одаренную дочь: Светлана Секачева (представитель третьего поколения Седеговых) уже защитила диссертацию, посвященную творчеству А.П. Чехова, став кандидатом филологических наук.

В.Д. СедеговЕ.В. СекачеваС.Б. Секачева

Все события прошлой и современной жизни факультета русского языка и литературы свидетельствовали о том, что необходима организация Чеховского центра, где было бы сосредоточено всё лучшее, что создано когда бы то ни было на факультете в память о великом земляке. Благодаря кафедре литературы, возглавляемой доктором филологических наук, профессором С.Н. Зотовым, и энтузиазму кандидата филологических наук доцента этой кафедры Е.В. Секачевой, которая непосредственно возглавила новое дело, работа по созданию Чеховской аудитории на факультете закипела. К ней активно подключилась кафедра русского языка, её руководитель кандидат, филологических наук доцент Л.Л. Дроботова, кандидат филологических наук, доцент С.И. Семина. Светлане Ивановне пришлось выбегать весь город, все его книжные магазины и магазинчики, чтобы найти достойные экспонаты для мемориальной комнаты, которая могла бы заслужить право носить имя писателя, почитаемого всем миром. Работа захватила всех, преподавателей, лаборантов, студентов, учителей школ, поэтому результаты ее уже заметны. Одна из обычных аудиторий литфака приобрела некий энциклопедический характер, вобрав в себя монографии, сборники статей о Чехове, написанные преподавателями и студентами факультета в разное время, дипломные и квалификационные работы выпускников, документальные и фотографические сведения о многочисленных всемирных конференциях, проводимых на литфаке в течение всех лет существования Таганрогского пединститута.

С.Н. ЗотовЛ.Л. ДроботоваС.И. Семина

Аудитория наполнилась духом писателя. По обилию и характеру мемуарных и современных экспонатов стало ясно, что Чехов всегда был рядом с нами, что он стал истинным учителем для многих из нас, что наше молодое поколение, студенчество, если и не до конца понимает глубину гениального чеховского слова, то всё равно любит его, а значит, постарается понять. Витрины чеховской аудитории продемонстрировали долгую, плодотворную, никогда не прекращающуюся связь факультета со школами.

Скромная экспозиция, которую пока еще нельзя назвать музеем, все-таки положила начало нужному и полезному делу. По крайней мере, она как-то подытожила всё, что сделано, обозначила понимание того, что все эти годы мы жили Чеховым, набирались у него мудрости, силы, терпения, спасались от пошлости и рутины, старались передать студентам и школьникам свою любовь к нему. Чеховская комната удивительно сконцентрировала мысли об особом месте Чехова в нашем институте, дала импульс новым планам. На факультете реанимируется школа юного чеховеда, собиравшая когда-то лучших учеников города. Профессора и доценты, которые будут в ней работать, постараются показать красоту и афористичность чеховского слова, приоткроют глубокий и сложный творческий мир писателя, помогут выбрать профессиональный путь молодым, вступающим в жизнь людям.

Мы открыты для тех, кто желает нам помочь советом, делом, мемориальным атрибутом, мы открыты и для тех, кто нуждается в нашей поддержке, профессиональной помощи, связанной с именем великого Чехова.

15 марта 2009 года
   

контакты

Телефоны факультетов, кафедр и структурных подразделений ТГПИ имени А.П. Чехова

 

 
   
  Дизайн-студия cCube.ru Разработка сайта Разработка
cCube.ru